Выставка джорджио моранди в пушкинском. Искусствовед мария кристина помогла екатерине даниловой понять язык живописи джорджо моранди
Войти
Портал о прическах и уходе за волосами
  • Как лучше застраховать частный дом или дачу
  • Искусствовед мария кристина помогла екатерине даниловой понять язык живописи джорджо моранди
  • Как устроены шедевры XIX–XX веков
  • Книга недели: «Щедрое дерево» Сильверстайн Шел
  • «Анна Ахматова. «Реквием. А. Ахматова: Реквием Поэма реквием эпилог 2 часть
  • Можно ли пить молоко на ночь?
  • Выставка джорджио моранди в пушкинском. Искусствовед мария кристина помогла екатерине даниловой понять язык живописи джорджо моранди

    Выставка джорджио моранди в пушкинском. Искусствовед мария кристина помогла екатерине даниловой понять язык живописи джорджо моранди


    В конце апреля в Пушкинском музее открылась выставка итальянского художника Джорджо Моранди, искусство которого обладает невероятной глубиной. Выставка продлится до 10 сентября.

    Спустя более чем 40 лет после выставки работ Джорджо Моранди, проводившейся в ГМИИ им. А.С. Пушкина 1973 году, Музей показывает масштабную ретроспективу творчества Моранди (1890–1964), одного из ведущих художников Италии ХХ века и знаковой фигуры современной европейской живописи. Творчество Моранди давно получило мировое признание, а сегодня его произведения в центре внимания международной зрительской аудитории и художников, для которых они не теряют своей актуальности.
    Цель выставки – показать масштабность творчества Джорджо Моранди. Отобранные для экспонирования в Москве произведения полностью охватывают творческий путь художника, который прошел две войны и годы фашизма. В экспозиции показано около 70 живописных полотен и акварелей, с достаточной полнотой характеризующих этапы творческого пути мастера – от авангардных метафизических композиций до самых поздних эмоционально взволнованных работ, отличающихся строгостью и образной глубиной. На протяжении всей жизни художник сохранял верность двум жанрам – натюрморту и пейзажу, изображая предметный мир и природу, которые его окружали.

    Джорджо Моранди. Натюрморт. 1941. Холст, масло. Collezione Patrimonio Artistico Eni S.p.a.

    Джорджо Моранди. Цветы. 1918. Холст, масло. Частная коллекция


    Джорджо Моранди. Натюрморт. 1958. Частная коллекция, Турин


    Джорджо Моранди в мастерской. Ок. 1950. Ansa/archivi Fratelli Alinari, Firenze

    Моранди почти не выезжал за пределы Болоньи, жил уединенно. Работал очень медленно и сосредоточенно.
    Моранди очень ценили и любили режиссеры. В знаменитом кадре из фильма «Ночь» с Марчелло Мастрояни на заднем плане можно увидеть картину Моранди. К сожалению, саму картину не получилось привезти на выставку, но в зале есть похожая из того же периода.

    Кадр из фильма "Ночь". На заднем плане картина Моранди.

    Произведения (всего 90 экспонатов) скрупулезно отбирались в крупных музейных коллекциях: в Музее Моранди в Болонье – официальной институции, представляющей работы художника, в фондах, в частности в Фонде Маньяни Рокка (Траверсетоло, Парма) и Фонде Роберто Лонги (Флоренция), а также в авторитетных частных коллекциях.
    Талант Моранди-гравера получил мировое признание, и впервые за свои гравюры мастер был награжден премией на биеннале в Сан-Паулу в 1953 году. В Москву специально привезли несколько оригинальных гравировальных досок из собрания Национального центра графики (Рим), чтобы у нас была возможность поближе познакомиться с методом работы мастера.
    Экспозиция построена в хронологической последовательности и тематически разделена на главные направления: автопортрет, натюрморт, пейзаж и цветы. В некоторых случаях особый акцент сделан на работах, которые сам Моранди называет «вариантами» – это схожие, но всегда отличающиеся друг от друга композиции с изображением одних и тех же предметов.

    По материалам пресс-службы ГМИИ им. А.С.Пушкина

    Объясняя разницу между "смотреть" и "видеть", художник и драматург Тонино Гуэрра приводил в пример старую чугунную скамейку. Смотреть на неё могут все, а увидеть одиночество людей, которые на ней сидели и глядели на проезжающие машины - далеко не каждый. Итальянский художник Джорджо Моранди умел видеть. Он считал, что даже "в самом простом на вид предмете настоящий художник может достичь вершин изобразительного мастерства".

    Казалось бы, одни и те же бутылочки и вазочки на протяжении многих лет. Но насколько свежо звучит этот его певучий быт. Он творит поэзию быта, так о нём говорили. Он замечает в обыденности музыку, и обманчивая безыскусность его работ скрывает от нелюбопытного взгляда большое мастерство. Завуалированная сложность Джорджо Моранди демонстрируется начиная с этой недели в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Репортаж Станислава Дорэ.

    Главные герои и любимые модели Джорджо Моранди - вазы, кувшины, баночки и чашки, привезённые из мастерской художника. Натюрморт всегда был его любимым жанром, чуть меньше он писал пейзажи и совсем редко портреты, в основном самого себя. Моранди не так хорошо известен широкой публике, многим его работы могут показаться простыми, даже невыразительными. Но это лишь поверхность. Для людей, причастных к миру искусства, художник - эталон, редкий пример чистоты и ясности, тонкости и глубины.

    "Это такое завораживающее, невероятное и восхитительное чувство, когда ты можешь это ощущать и видеть в этих вещах всё движение его, как один цвет сменяется другим, как это все меняется самым незаметным образом", - комментирует директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Марина Лошак.

    Расхожая фраза "Искусство ради искусства" - это про Джорджо Моранди. В его работах нет философских концепций, подтекстов, символов и метафор. Для него самое главное - пластический язык, желание проникнуть в суть вещей и предметов, обозначить и выделить форму.

    "Его картины - это всегда синтез пространства и формы, но если мы увидим, то поймем, что никакого пространства он не изображает. Он изображает пространство через предметы, и это тоже есть у итальянцев. Можно вспомнить массу вещей, когда через предмет достигали глубины", - рассказывает куратор выставки Виктория Маркова.

    Целый раздел выставки посвящён цветам, и эти работы Моранди почему-то не причислял к натюрмортам. Для него это было отдельное направление, целый мир для созерцания и изучения.

    "Моранди абстрагируется от реальности. В его работах - букет меньше вазы, а сама ваза больше похожа на колонну или некое геометрическое тело, в котором цветы растворяются", - отмечает куратор выставки Мария Кристина Бандера.

    Кстати, Моранди никогда не писал живые цветы, а либо засушенные, либо созданные из бумаги и шёлка, согласно традиции болонской школы живописи XVIII века.

    В экспозиции представлено и графическое наследие автора - его офорты на цинке и меди. Моранди считается одним из лучших европейских мастеров гравюры. Его сравнивают с Рембрандтом. Кстати, мастер четверть века являлся профессором Болонской академии изобразительных искусств, где как раз и преподавал гравюру.

    Моранди был скромным и закрытым человеком. Слава и внимание его не интересовали, скорее, даже напрягали. Светского общества избегал. В интервью отказывал. Женат не был, всю жизнь прожил со своими сёстрами. За границей бывал всего пару раз. Художника вполне устраивал аскетичный образ жизни, более того он был ему необходим, чтобы, созерцая, медитируя и концентрируясь на простых объектах, проникнуть в их суть и превратить из бытовых, обыденных в магические и волшебные.

    С 25 апреля по 10 сентября в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков пройдет масштабная ретроспектива творчества Моранди (1890-1964), одного из ведущих художников Италии ХХ века и знаковой фигуры современной европейской живописи.

    Творчество Моранди давно получило мировое признание, а сегодня его произведения в центре внимания международной зрительской аудитории и художников, для которых они не теряют своей актуальности. На выставке будет представлено более 90 экспонатов, среди которых 82 шедевра мастера из всемирно известных музеев и частных коллекций.

    Цель выставки — показать масштабность творчества Джорджо Моранди. Отобранные для экспонирования в Москве произведения охватывают весь творческий путь художника, плодотворно работавшего на протяжении полувека.

    В экспозиции будет показано около 70 живописных полотен и акварелей, с достаточной полнотой характеризующих этапы творческого пути мастера — от авангардных метафизических композиций до самых поздних эмоционально взволнованных работ, отличающихся строгостью и образной глубиной. На протяжении всей жизни художник сохранял верность двум жанрам — натюрморту и пейзажу, изображая предметный мир и природу, которые его окружали.


    Экспозиция построена в хронологической последовательности и тематически будет разделена на главные направления: автопортрет, натюрморт, пейзаж и цветы. В некоторых случаях особый акцент сделан на работах, которые сам Моранди называет «вариантами» — это схожие, но всегда отличающиеся друг от друга композиции с изображением одних и тех же предметов.

    Чтобы предоставить зрителям возможность более подробно ознакомиться с методом работы Моранди, в отдельном разделе выставки будет представлено около 20 гравюр, демонстрирующих талант Моранди-гравера — этот его талант получил мировое признание, и впервые за свои гравюры мастер был награжден премией на биеннале в Сан-Паулу в 1953 году. Наряду с гравюрами экспозиция включает и несколько оригинальных гравировальных досок из собрания Национального центра графики (Рим).

    Произведения для выставки скрупулезно отбирались кураторами в крупных музейных коллекциях: в Музее Моранди в Болонье — официальной институции, представляющей работы художника, в фондах, в частности в Фонде Маньяни Рокка (Траверсетоло, Парма) и Фонде Роберто Лонги (Флоренция), а также в авторитетных частных коллекциях.


    Кроме того, на выставке будут показаны некоторые предметы из мастерской Моранди, предоставленные Объединением музеев Болоньи. Этот раздел выставки будет сопровождаться фотографиями художника и мастерской Моранди.

    Этот выставочный проект во всей своей полноте ставит целью ознакомить российских зрителей с творческими идеями и масштабом личности Джорджо Моранди, который, как говорил он сам, в своих произведениях стремился «дотронуться до дна, до самой сути вещей».

    Выставка около 70 живописных полотен и акварелей Джорджо Моранди (1890–1964) из всемирно известных музеев и частных коллекций откроется в Галерее искусства стран Европы и Америки 25 апреля и продлится до середины сентября

    ГМИИ им. А. С. Пушкина
    25 апреля - 10 сентября 2017
    Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
    Москва, ул. Волхонка, 14

    Спустя 40 с лишним лет после выставки работ Джорджо Моранди (1890–1964), проходившей в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1973 году, музей планирует показать масштабную антологию творчества одного из важнейших мастеров в истории искусства Италии первой половины ХХ века и знаковой фигуры современной европейской живописи. Творчество Моранди давно получило мировое признание, и сегодня его произведения востребованы как широкой зрительской аудиторией, так и художниками, для которых они не теряют своей актуальности.

    Цель выставки - показать масштаб творчества Джорджо Моранди. Отобранные для экспонирования в Москве произведения отражают весь творческий путь художника, плодотворно работавшего на протяжении полувека. В экспозиции будет показано около 70 живописных полотен и акварелей из всемирно известных музеев и частных коллекций. Эти произведения с достаточной полнотой характеризуют этапы творческого развития мастера - от авангардных метафизических и традиционно итальянских работ до самых поздних эмоциональных, отличающихся строгостью и образной глубиной.

    Будут показаны около 20 гравюр и несколько оригинальных гравировальных досок из собрания Национальной Калькографии (Рим), а также экспонаты из Музея Моранди в Болонье - официальной институции, представляющей работы художника в авторитетных частных коллекциях и в фондах - в частности, в Фонде Маньяни Рокка (Траверсетоло, Парма) и Фонде Роберто Лонги (Флоренция). Кроме того, зрители смогут увидеть некоторые предметы из мастерской Джорджо Моранди, предоставленные Объединением Музеев Болоньи.



    Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

    • 27.09.2019 Белла Хадид предстала в образе арлекина, Кайя Гербер вышла в платье девушки с мандолиной. А звездой показа коллекции «Москино» сезона «Осень 2020» стала модель Кара Тейлор в платье-картине и с рамой в руках
    • 24.09.2019 Набережную Москвы-реки, примыкающую к бывшей промзоне ЗИЛ (ныне площадка ЗИЛАРТ), перестраивают до уровня городского парка
    • 23.09.2019 Три полотна из числа конфискованных картин бывшего министра финансов Московской области и его бывшей жены будут представлены на выставке «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья», которая пройдет с 28 сентября по 29 марта 2019 года
    • 19.09.2019 Издание посвящено кавказскому периоду жизни и творчества мирискусника. В книге впервые публикуются все картины Евгения Лансере, выполненные во время путешествий 1917–1934
    • 19.09.2019 Еще один материал, почти полностью поглощающий свет, создали ученые Массачусетского технологического института. Он позволяет художникам создавать эффектные объекты, форма которых не различима для человеческого глаза
    • 27.09.2019 Продано 45 % лотов. Фиксируем рост покупательской активности. Приобретенные картины и рисунки отправятся покупателям из Москвы, Санкт-Петербурга и Западной Европы
    • 23.09.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это одиннадцать живописных работ, пять листов оригинальной графики, три работы в смешанной технике и одна деревянная скульптура
    • 20.09.2019 В зале на Щепкина, 28, завершились 154-е торги класса «аукцион сезона». Результаты по всем лотам уже внесены в нашу базу. А о том, что происходило в зале, - читайте в репортаже AI
    • 17.09.2019 Торги русского и западноевропейского искусства состоятся 21 сентября 2019 года. В каталоге - 568 лотов: живопись и графика, серебро, фарфор и пр.
    • 17.09.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это девять живописных работ, семь листов оригинальной и один - печатной графики, одна работа в смешанной технике и один фарфоровый объект
    • 26.09.2019 AI публикует цитаты из недавних интервью, выступлений и интернет-постов вольных и невольных участников арт-процесса. Вот что интересного было сказано в сентябре
    • 13.08.2019 Краткие выдержки и основные цифры из традиционного обзора портала Artprice о состоянии мирового арт-рынка
    • 09.08.2019 По следам новости об отправке в музей «Новый Иерусалим» изъятых властями картин Жанны Буллок было несколько звонков с вопросом: «А почему именно в этот музей?» Действительно, почему?
    • 09.07.2019 Ныне считающийся русским американцем художник эмигрировал в США из России в 1923 году уже состоявшимся мастером. Его прежний преподаватель Илья Репин в конце жизни называл Фешина самым талантливых из современных русских живописцев
    • 27.06.2019

    О личности Моранди

    Моранди - удивительный феномен. Его образ жизни не характерен для персон из учебника по истории искусств, и вообще нетипичен для XX века. Моранди не был богемным художником - напротив, он вел обычную жизнь и проводил свое время так, как все обычные жители Болоньи. С личной жизнью у него не сложилось: он делил дом с тремя сестрами, которые полностью отдали себя ему. А Моранди, в свою очередь, всего себя отдал творчеству, ни на что больше не отвлекаясь.

    О роли Сезанна для искусства XX века

    Раннее творчество Моранди принято относить к метафизическому направлению, важному для итальянского искусства начала XX века. В юности Моранди работал в духе творчества и , но вскоре он стал искать свой собственный путь. Произведения раннего периода на выставке в Пушкинском представлены тремя картинами.

    В начале XX века живопись впервые не просто переживает временный кризис, но и теряет роль главного итальянского искусства, язык которого сформировался еще на рубеже XIII и XIV веков. В его основе лежала литература - включая такие великие имена, как Данте Алигьери и Франческо Петрарка. С XVIII века изобразительному искусству в Италии отводится главная общественная роль. В XIX веке эстафета передается, и главным национальным искусством становится опера.

    Перелом в изобразительном искусстве происходит благодаря открытию французской живописи - Пуссену, Курбе, Жерико и Сезанну, которые составляли одну линию. Ключевую фигуру для всего XX века представлял собой Сезанн, именно он показал, что импрессионизм себя изжил. Импрессионистам удалось перевести жизнь на язык чистой и поэтичной живописи, но вместе с тем они сводили живопись к сиюминутному ощущению, уничтожая ее основы. Сезанн же смог вернуться к основам классической живописи.

    Джоржо Моранди в мастерской. Около 1950 года

    © Ansa/Archivi Fratelli Alinari, Firenze

    О пути итальянского искусства начала прошлого века

    В начале XX века итальянские художники начали открывать для себя Сезанна и других французов. В стране стали появляться журналы, рассказывающие о новых направлениях в искусстве и печатавшие французские репродукции. Кроме того, французские живописцы посещали Венецианскую биеннале - там же с ними познакомился и Моранди, который на протяжении всей своей жизни кроме итальянской Швейцарии почти никуда не ездил. Даже в Рим из своего дома в Болонье, где он постоянно и жил, и работал, он отправлялся только ради того, чтобы увидеть Караваджо и Пьетро делла Франческа - остальные классики - Боттичелли, Рафаэль - его не очень волновали.

    Открыть итальянцам собственную классику и увидеть абсолютную ценность в итальянском возрождении помог Сезанн. Этому пути следовали Карра и де Кирико, пусть для последнего это и не было так явно. Некоторые работы Карры очень сильно напоминают Пьетро делла Франческа - показательного художника для итальянского XV века, чья живопись сосредоточена на пластике, композиции пространстве. Для таких новаторов первого-второго поколения Возрождения были очень важны перспектива и перспективные построения: именно так они искали новые пути в искусстве.


    Джорджо Моранди. Цветы. 1918. Холст, масло. Частная коллекция

    О сути итальянской живописи

    Чтобы понять суть искусства Моранди, нужно разобраться с тем смыслом, который имело обращение итальянцев в XX веке к собственным истокам. Начиная с эпохи Возрождения и дальше главная проблема, которая волновала итальянских живописцев, - это взаимодействие пространства и пластической формы. Ее в разных школах решали по-разному - совсем как математическую задачу. Разные решения формировали разные языки и разную образную ткань.

    Первым проблему формы поставил Джотто. Каждая его работа в некотором смысле представляет собой раму в пространстве, внутри которой помещены фигуры. В отличие от византийского искусства с его бестелесностью, фигуры Джотто имеют объем как скульптуры. До Джотто иконы представляли собой скорее знак и символ, в этих картинах не было действия и как будто не было окружающего мира. А в работах Джотто появилась драматургия. Он не только показывал сюжет, но и будто бы превращал происходящее в театр. Так итальянцы сумели заставить живопись - искусство вневременное - жить во времени.

    Проблема формы показательна и для итальянского натюрморта. По-новому эту проблему обозначил Караваджо: в отличие от Джотто, он не прописывал пространство детально, а мог просто наметить фон плоскостью и поместить внутри него объемное тело. У Караваджо есть картина-манифест «Корзина с фруктами», где фактически нет пространства, нет стола. Вместо этого намечено только боковое ребро, однако возникает иллюзия, будто это пространство есть: потому что Караваджо подчеркивает его тенью.

    Конечно, искусство - это не только форма, но недооценивать значение формы неправильно. Понимание пластики формы было главной проблемой европейского искусства в целом. Показательно, что за пределами Италии пластику так же глубоко понять не удалось. В немецкой и французской живописи проблема формы, например, может вообще отсутствовать. Многим мировым художникам не удалось простроить этого пространственного отношения внутри своей живописи. Может быть, в этом и есть особенность итальянского мышления.


    Джорджо Моранди. Натюрморт. 1958. Холст, масло. Частная коллекция, Турин

    О значении натюрморта для Моранди

    В интервью 1953 года Моранди подчеркивает важность того момента, когда он открыл для себя Сезанна. При этом именно Сезанн начинает впервые после импрессионистов заниматься натюрмортом. Из импрессионистов только Ренуар немного занимался натюрмортом, хотя и не уделял ему большого значения. Такой расклад неслучаен: натюрморт - это упражнение с бессюжетной пространственной формой, где сюжет не заслоняет живопись. А для Моранди суть живописи составляла именно форма.

    Так складывается путь Моранди в истории искусства XX века: он идет в том направлении, которое наметил Сезанн, обращается к своим национальным классикам, например Пьетро делла Франческа, и выбирает в большей степени натюрморт, чем пейзаж (в отличие от Сезанна, у которого все было наоборот: пейзаж ему был интереснее). Моранди видит в натюрморте чистое пространство и чистую форму. В то время как многие художники в начале XX века уходили в чистый формализм и абстракцию, Моранди в их ряду находит свой собственный путь, придерживаясь фигуративного языка.

    Моранди говорил, что признает только искусство для искусства, а не ради политики, ради языка и так далее. Он выбирал фигуративное искусство, и оттого кажется, будто бы изображал обыденный мир. На самом деле этот обыденный мир его не интересовал. Мы знаем, как он собирал композиции для своих картин: он покрывал свои сосуды и изящные фарфоровые вазочки гипсом и темперой, красил их в разные цвета. Так он уходил от их бытового смысла и упрощал их.


    Джорджо Моранди. Натюрморт. 1941. Холст, масло

    © Collezione Patrimonio Artistico Eni S.p.a.

    О скромности Моранди

    Искусство обманчиво своим сходством с окружающим миром. В этом смысле музыка как будто бы проще для восприятия: она уже заранее готовит нас к абстракции, предлагая чистый мир звука. Моранди из своей живописи будто бы создает музыкальную композицию на взаимодействии ритмики и форм, передавая так свое видение жизни. Может показаться, что всю свою жизнь он писал одно и то же, но совершенно по-разному.

    Искусство Моранди отражает все события, что случились в мире за время его жизни. За любовь к затворничеству его называли монахом в келье. При этом монах из кельи участвовал в Первой мировой войне, прошел через эпоху фашизма, Вторую мировую войну. Пока он боролся за свою творческую независимость, пришлось прожить небезоблачную жизнь. Моранди никогда не писал для заработка, жил очень скромно. Работал он очень медленно, создавая всего несколько работ в год. Однажды к нему в мастерскую пришел Антониони, чтобы купить у него картину, в итоге великий деятель кинематографа ушел ни с чем - Моранди сказал, что на продажу ничего нет.

    В XX веке искусство было предельно ангажировано - не только в период тоталитаризма, когда в Италии масса художников была коллаборационистами, но и в более сложном смысле - искусство быстро развивалось, а многие художники поддавались влиянию различных стилей и направлений. Моранди же удалось сохранить чистоту своего стиля и не идти на компромиссы. В начале своего пути он был на короткий период связан с метафизикой, но после этого за всю свою жизнь не испытывал никакого влияния других художников или художественных групп. В этом смысле Моранди - это не Пикассо.

    Редакция выражает кураторам ГМИИ благодарность за помощь в подготовке материала.